Рассказ гроза краткое содержание по действиям. А.Н. Островский "Гроза": описание, герои, анализ произведения. Главные действующие лица
Драма «Гроза» была начата летом 1859 года. В октябре она была дописана. Это произведение входит в школьную программу, и многим будет интересно прочитать краткий пересказ пьесы «Гроза» Н. Островского. Здесь описана ситуация в обществе, которая действительно существовала в то время. В непримиримый конфликт между собой вступили представители старого, устоявшегося уклада жизни, и те, кто стремился жить по-новому. Ну и, конечно, основной сюжетной линией произведения является несчастная любовь.
В «Грозе» рассказывает о жизни отдельной семьи - Кабановых. Катерина замужем за Тихоном, но неожиданно она знакомиться с молодым мужчиной, недавно прибывшим в город, - Борисом. Эта ситуация для девушки становится роковой. Подробнее узнать о судьбе Кати Кабановой и остальных героев, вы сможете, прочитав краткое содержание пьесы «Гроза» по действиям.
Главные действующие лица:
- Катерина - молодая женщина. Она замужем и, кажется, является воплощением добродетели. Катерина очень скромная, кроткая. Девушка все, что случается вокруг нее, принимает близко к сердцу и ненавидит несправедливость.
- Тихон - супруг главной героини. Он слабовольный и безынициативный человек. Живет согласно наставлениям матери.
- Борис - мужчина, в которого влюбляется главная героиня. Это образованный и интересный юноша, который приезжает в город Калинов к своему дяде.
- Марфа Кабанова - вдова зажиточного купца и свекровь Катерины. По характеру очень властная и эгоистичная. Она давит на невестку, пытается заставить ее подчиняться.
В пьесе есть и другие герои - сестра Тихона Варвара и ее любимый человек, дядя Бориса - Савел Прокофьевич, мещанин Кулигин, который увлекается наукой, и девушка Феклуша, которая проводит жизнь в странствиях.
Гроза.А.Н.Островский (краткий анализ)
Драма «Гроза» кратко
Рассмотрим пьесу кратко по действиям.
Действие 1
В начале произведения мы становимся свидетелями спора двух персонажей - Кулигина и Кудряша. Первый восторгается природой. А Кудряш говорит, что ему безразлична красота вокруг. Неожиданно мужчины замечают Бориса и Савла Дикого. Последний явно чем-то разгневан - он активно машет руками.
Выясняется, что Дикой вовсе не рад приезду племянника. Он не желает общаться с ним. Борис тоже, кажется, не слишком доволен встречей с родственником. Но это единственный близкий человек, который еще жив.
Кроме того, у молодого человека есть материальный интерес. Некоторое время назад у Бориса умерла бабушка. Она завещала ему солидную сумму денег. Но Савел Прокофьевич не хочет отдавать эти деньги.
Кудряш, Кулигин и Борис разговаривают о плохом характере Дикого. Кроме того, приезжий признается: ему нелегко дался переезд. В новом городе он никого не знает, и ему не знакомы здешние обычаи. Кулигин говорит, что Калинов — не лучший город для жизни. Дело в том, что «сколотить» состояние честным путем здесь нельзя. Но если бы у него появились деньги, то он потратил бы средства на создание «вечного двигателя». Вдруг рядом с героями появляется странница, которая очень лестно отзывается о жизни в городке и купцах. Она называет это место «землей обетованной».
Борису говорит о том, что ему жалко Кулигина. Мужчина считает, что цели нового товарища несбыточны. Он хочет создать что-то невероятно полезное для общества, но вряд ли это получится сделать. Борис жалеет и себя — оказался в захолустье, да еще и влюбился. Объект симпатии молодого человека — Катерина. Борис встретился с ней в Калинове, но ему даже не удалось поговорить с девушкой.
Тихон по привычке поддакивает во всем матери, несмотря на то, что ему надоело находиться у нее под каблуком. Кабаниха недовольна. Она считает, что супруга стала для Тихона важнее, чем она сама. Мать требует от сына это признать. Также она утверждает, что вскоре Тихон совсем потеряет к ней уважение.
Молодая супруга сына возражает ей. Говорит, что это вовсе не так - мать для Тихона по-прежнему самый важный человек. Это не успокаивает Кабаниху. Она начинает возмущаться еще сильнее. Называет себя «помехой» в их семье. Но она говорит не искренне. Скорее, Марфе нравится, когда ее убеждают в обратном. Кабаниха говорит, что характер у сына слишком мягкий, и это плохо - жена не будет его бояться.
Когда Кабаниха уходит, Тихон начинает жаловаться на свою маму. Варвара, говорит, что он заслужил такое отношение к себе. Тихон, в результате, уходит к Савелу Прокофьевичу, чтобы заглушить чувства алкоголем.
Варвара и Катерина остаются одни. Они беседуют. Катя признается - иногда она сравнивает себя с птичкой. Раньше она жила на воле. Была свободной и счастливой. Сейчас она чувствует себя «завявшей». Признается, что не испытывает любви к Тихону. Она страдает и чувствует, что скоро ее жизнь закончится. Золовка переживает из-за невестки. Она решает как-то скрасить ее жизнь и познакомить с другим мужчиной.
Далее на сцене появляется Барыня. Она показывает рукой на Волгу и говорит о том, что красота Кати может привести ее в омут. В «предсказания» Барыни девушки не верят. Правда, главная героиня чувствует тревогу.
Возвращается Тихон, и забирает жену в дом.
Действие 2
Варвара переживает из-за невестки. Она думает, что девушку слишком рано выдали замуж, поэтому она страдает.
А Катя жалеет своего мужа, но не испытывает к нему больше ничего. Варвара говорит о том, что нужно скрывать правду. Для их семейства ложь - это нормально. Такой жизненный уклад главную героиню убивает. Она говорит, что лучше уйдет от мужа.
Тихону надо уехать из города на пару недель. Он прощается с близкими и просит жену не огорчать маму. Говорит он, разумеется, словами Марфы Игнатьевны.
Кабаниха предупреждает, чтобы невестка не засматривалась на других мужчин. Это оскорбляет девушку. Она просит супруга забрать ее с собой или вовсе не уезжать. Главная героиня чувствует, что случится беда.
Тихон кланяется своей матери в ноги, как она приказывает. Та говорит, что Катерина не должна обнимать мужа и становиться с ним вровень. В результате девушка кланяется мужу в ноги. Свекровь ворчит и говорит, что молодое поколение не знает правил приличия.
Оставшись в одиночестве, Катя думает о том, что хотела бы иметь детей. Девушка также мечтает найти работу или заниматься шитьем.
Варвара отправляется гулять и говорит, что она сменила на калитке в саду замок. Она надеется, что невестка решится встретиться с Борисом. Но Катерина не хочет. Молодой человек ей нравится, но идти против уз брака нельзя.
Борис тоже не хочет идти против семейных ценностей. Также он не уверен, что новая знакомая влюблена в него, но молодой человек очень хочет снова увидеть ее.
Действие 3
В дом Кабановых заходит нетрезвый Дикой. Он говорит, что хочет поговорить с Марфой Игнатьевной. Рассказывает, что всем от него нужны деньги. Жалуется на Бориса, который раздражает Дикого.
Борис разыскивает дядю. Он переживает из-за того, что не может пообщаться с Катериной. На прогулке он встречает Варвару. Девушка говорит ему, где Боря может встретиться с Катей.
Катерина встречает Бориса на берегу. Она очень взволнована и просит молодого человека уйти. Тот пытается ее успокоить. Девушка поддается чувствам и бросается в объятия Бори. Она говорит, что не побоится осуждения людей. Влюбленные рассказывают друг другу о своих чувствах. Неожиданно приезжает муж Кати.
Действие 4
Прошло десять дней. Жители городка Калинов прогуливаются по галерее, недалеко от Волги. Собирается гроза. Дикой и Кулигин спорят. Савел Прокофьевич не хочет помогать Кулигину в поддержке его проектов. Кулигин предлагает построить громоотвод, чтобы получать электричество. Дикой называет ученого червяком.
Сцена пустеет. Слышен лишь раскат грома.
Главная героиня чувствует, что скоро уйдет из жизни. Тихон видит, что с женой что-то не так, и велит ей раскаяться в своих поступках. Варвара обрывает этот разговор.
Появляется Боря, и приветствует Кабанова. Катерина от неожиданности бледнеет. Варвара жестом просит молодого человека уйти, чтобы Марфа Игнатьевна ничего не заподозрила.
Жители городка обсуждают надвигающуюся грозу. Кулигин успокаивает их, и говорит, что не стоит бояться стихии. Катерина чувствует, что станет жертвой грозы и говорит об этом мужу. Варвара просит девушку успокоиться, а муж говорит, что нужно просто уйти домой.
На сцену выходит Барыня, она говорит Катерине, что от Бога не спрячешься. С ее красотой лучше поскорее в омут. Катя в отчаянии раскрывает перед свекровью и мужем сердце. Она признается, что десять дней встречалась с другим мужчиной.
Действие 5
Тихон обсуждает проступок Катерины с Кулигиным. Он простил бы жену, но боится гнева матери. Та хочет живьем закопать невестку. Выясняется, что Варвара убежала из дома с Кудряшом.
Главная героиня пропала. Об этом всем рассказывает служанка Глаша. Девушку ищут.
Катерина попросила Бориса о встрече. Она переживает из-за случившегося, мужчина разговаривает с Катей ласково. Но он говорит о том, что ему нужно покинуть город. Катерина отвечает, чтобы он давал нищим подаяние в память о ней. Несмотря на странные слова возлюбленной, избранник Кати уходит.
Важно! Оставшись одна, девушка бросается в Волгу с берега.
На крики прохожих прибегает Кабанов. Он хочет прыгнуть вслед за супругой, но мать останавливает Кабанова. Кулигин достает из воды тело Кати. Он говорит Кабановым, что теперь с ним можно делать все, что им вздумается. А вот душа девушки уже далеко от них. На свободе. И она перед тем судьей, который милосерднее, чем семья несчастной. В финале Тихон говорит о том, что Кате теперь хорошо. А он будет жить дальше и мучиться.
Вывод
Драма Николая Островского «Гроза» была встречена обществом, театральными и литературными критиками довольно бурно. Интересно, что у главной героини есть прототип. Это известная театральная актриса Любовь Косицкая. Именно она сыграла эту роль на сцене в будущем. Островский признавал, что именно для нее он написал эту пьесу. Талант девушки оказал на него неизгладимое впечатление. Если читать краткое содержание пьесы поможет быстро узнать, в чем ее смысл. Но, чтобы оценить произведение, лучше изучить и оригинал.
Островский А Н - Гроза краткое содержание
Вконтакте
Первая половина XIX в. Вымышленный приволжский городок Калинов. Общественный сад на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми - Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным - о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Борис, племянник Дикого, который в ответ на расспросы Кулигина рассказывает, что его родители жили в Москве, дали ему образование в Коммерческой академии и оба умерли во время эпидемии. Он же приехал к Дикому, оставив сестру у материнской родни, чтобы получить часть наследства бабушки, которое Дикой должен ему отдать согласно завещанию, если Борис будет к нему почтителен. Все его уверяют: на таких условиях Дикой никогда не отдаст ему денег. Борис жалуется Кулигину, что никак не может привыкнуть к жизни в доме Дикого, Кулигин рассказывает о Калинове и завершает свою речь словами: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
Калиновцы расходятся. Вместе с другой женщиной появляется странница Феклуша, хвалящая город за «бла-а-лепие», а дом Кабановых за особую щедрость к странникам. «Кабановы?» - переспрашивает Борис: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем», - поясняет Кулигин. Выходит Кабанова в сопровождении дочери Варвары и сына Тихона с женой Катериной. Она ворчит на них, но наконец уходит, разрешив детям пройтись по бульвару. Варвара отпускает Тихона тайком от матери выпить в гостях и, оставшись вдвоём с Катериной, беседует с ней о домашних отношениях, о Тихоне. Катерина рассказывает о счастливом детстве в родительском доме, о своих горячих молитвах, о том, что она переживает в храме, воображая ангелов в солнечном луче, падающем из купола, мечтает раскинуть руки и полететь и, наконец, признается, что с ней происходит «неладное что-то». Варвара догадывается, что Катерина кого-то полюбила, и обещает по отъезде Тихона устроить свидание. Это предложение приводит Катерину в ужас. Появляется сумасшедшая барыня, грозящая тем, что «красота-то в самый омут ведёт», и пророчит адские муки. Катерина страшно пугается, а тут ещё «гроза заходит», она торопит Варвару домой к образам молиться.
Второе действие, происходящее в доме Кабановых, начинается разговором Феклуши с горничной Глашей. Странница расспрашивает о домашних делах Кабановых и передаёт баснословные рассказы о дальних странах, где люди с пёсьими головами «за неверность» и т. п. Появившиеся Катерина и Варвара, собирающие Тихона в дорогу, продолжают разговор об увлечении Катерины, Варвара называет имя Бориса, передаёт от него поклон и уговаривает Катерину спать с ней в беседке в саду после отъезда Тихона. Выходят Кабаниха и Тихон, мать велит сыну строго наказывать жене, как жить без него, Катерину унижают эти формальные наказы. Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет его взять её в поездку, после его отказа пытается дать ему страшные клятвы в верности, но Тихон и слушать их не хочет: «Мало ли что придёт в голову...» Вернувшаяся Кабаниха приказывает Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон уезжает. Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и даёт ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать, потом, поколебавшись, прячет в карман.
Следующее действие происходит на скамейке у ворот кабановского дома. Феклуша и Кабаниха беседуют о «последних временах», Феклуша говорит, что «за грехи наши» «время в умаление приходить стало», рассказывает о железной дороге («змия огненного стали запрягать»), о суете московской жизни как дьявольском наваждении. Обе ждут ещё худших времён. Появляется Дикой с жалобами на свою семью, Кабаниха упрекает его за беспорядочное поведение, он пытается ей грубить, но она это быстро пресекает и уводит его в дом выпить и закусить. Пока Дикой угощается, приходит присланный семьёй Дикого Борис, чтобы узнать, где глава семейства. Выполнив поручение, с тоской восклицает о Катерине: «Хоть бы одним глазком взглянуть на неё!» Вернувшаяся Варвара велит ему ночью приходить к калитке в овраге за кабановским садом.
Вторая сцена представляет ночное гулянье молодёжи, на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису подождать - «дождёшься чего-нибудь». Происходит свидание Катерины и Бориса. После колебаний, мыслей о грехе Катерина не в силах противиться проснувшейся любви. «Что меня жалеть - никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса). Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Всё четвёртое действие, происходящее на улицах Калинова, - на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески, представляющей геенну огненную, и на бульваре, - идёт на фоне собирающейся и наконец разразившейся грозы. Начинается дождь, и на галерею входят Дикой и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого дать денег на установку солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит объявить разбойником. Стерпев брань, Кулигин начинает просить денег на громоотвод. Тут уж Дикой уверенно заявляет, что от посланной в наказание грозы «шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться» грех. Сцена пустеет, затем на галерее встречаются Варвара и Борис. Она сообщает о возвращении Тихона, слезах Катерины, подозрениях Кабанихи и выражает опасение, что Катерина признается мужу в измене. Борис умоляет отговорить Катерину от признания и исчезает. Входят остальные Кабановы. Катерина с ужасом ждёт, что её, не покаявшуюся в грехе, убьёт молнией, появляется сумасшедшая барыня, грозящая адским пламенем, Катерина не может более крепиться и прилюдно признается мужу и свекрови в том, что «гуляла» с Борисом. Кабаниха злорадно заявляет: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт; Вот и дождался!»
Последнее действие снова на высоком берегу Волги. Тихон жалуется Кулигину на своё семейное горе, на то, что мать говорит о Катерине: «Её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» «А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть». Кулигин советует простить Катерину, но Тихон объясняет, что при Кабанихе это невозможно. Не без жалости говорит он и о Борисе, которого дядя посылает в Кяхту. Входит горничная Глаша и сообщает, что Катерина исчезла из дома. Тихон боится, как бы «она с тоски-то на себя руки не наложила!», и вместе с Глашей и Кулигиным уходит искать жену.
Появляется Катерина, она жалуется на своё отчаянное положение в доме, а главное - на страшную тоску по Борису. Её монолог заканчивается страстным заклинанием: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Входит Борис. Она просит его взять её с собой в Сибирь, но понимает, что отказ Бориса вызван действительно полной невозможностью уехать вместе с ней. Она благословляет его в путь, жалуется на гнетущую жизнь в доме, на отвращение к мужу. Навсегда простившись с Борисом, Катерина начинает в одиночестве мечтать о смерти, о могиле с цветочками и птицах, которые «прилетят на дерево, будут петь, детей заведут». «Опять жить?» - с ужасом восклицает она. Подойдя к обрыву, она прощается с уехавшим Борисом: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» и уходит.
Сцена заполняется встревоженным народом, в толпе и Тихон с матерью. За сценой слышен крик: «Женщина в воду бросилась!» Тихон порывается бежать к ней, но мать его не пускает со словами: «Прокляну, коли пойдёшь!» Тихон падает на колени. Через некоторое время Кулигин вносит тело Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Бросаясь к Катерине, Тихон обвиняет мать: «Маменька, вы её погубили!» и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи, падает на труп жены. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» - этими словами Тихона завершается пьеса.
Пересказала
Далеко не всегда читатель может оценить роль изобразительных средств, прочитав только краткое содержание. Островского «Гроза» - одно из первых произведений российской драматургии, где пейзаж выступает не просто фоном, автор ввел его с целью показать противостояние естественной стихии «темному царству».
Однако и после прочтения сокращенного варианта пьесы можно получить представление о типичных для того времени характерах и обстоятельствах.
«Гроза», Островский: краткое содержание 1-го действия
На скамейке в общественном саду, расположенном на берегу Волги, сидит Кулигин и восхищается рекой. Слышно, как вдалеке Дикой распекает Бориса Григорьевича, своего племянника. Рядом прогуливаются Кудряш и Шапкин. Из их разговора читатель узнает о том, что Дикого, а заодно и Кабаниху, просто некому проучить. Подходит Борис и рассказывает, что мать его отца и его дяди (то есть его бабка) папеньку за то невзлюбила, что тот выбрал жену из благородной семьи. Бориса и его сестру растили в довольстве в Москве. Сам он получил образование в Коммерческой академии, а сестра Бориса находилась в пансионе. Когда в городе свирепствовала холера, их родители умерли.
В Калинове умерла и бабка. Она оставила внукам наследство, выплатить его должен Дикой, но только после достижения ими совершеннолетия, да и то если будут почтительны. Борис работает на дядю, но не получает никакого жалованья. Кулигин мечтает создать для всеобщей пользы вечный двигатель, ищет деньги для этой цели. Кабаниха пилит своего сына Тихона за то, что он не держит свою жену в страхе, а без этого она может завести себе любовника. Катерина, жена его, признается Варваре, что грех у нее на уме. Начинается гроза. Все прячутся.
«Гроза», Островский: краткое содержание 2-го действия
Служанка Глаша в доме Кабанихи болтает со странницей Феклушей. Катерина говорит Варе, что объект ее любви - Борис. Та обещает устроить им встречу. Тихон уезжает, но, несмотря на просьбы Катерины, не берет ее с собой. Она вспоминает свое детство, жалеет, что не умерла тогда, когда уплыла сама на лодке верст десять по Волге. Катерина сетует, что не дал им Бог деток. Она намерена ждать Тихона. Варвара подложила Кабанихе другой ключ от калитки, а настоящий дала Катерине. Та сразу отказывалась, но затем все же решила хотя бы раз встретиться с Борисом.
«Гроза», Островский: краткое содержание 3-го действия
Пьяный Дикой появляется у ворот дома Кабанихи. Жалуется, что сердце у него такое, что даже если знает, что должен заплатить рабочим, то по-доброму отдать не может. Варвара договаривается о встрече с Борисом за садом Кабанихи, в овраге. Варя уходит с Кудряшом гулять, а Катерина остается в беседке с любимым. Она обвиняет его в загубленном будущем. Они договариваются о новой встрече и расходятся.
«Гроза», Островский: краткое содержание 4-го действия
Во время грозы гуляющие прячутся в галерею полуразрушенного здания, на стенах которой изображены сцены последнего суда. Кулигин просит денег у Дикого, чтобы установить в городе громоотводы и солнечные часы. Тот, конечно, не дает, унижает изобретателя. Варя сообщает Борису, что вернулся Тихон, и она боится, что Катерина может упасть ему в ноги и во всем повиниться. Появляется Кабаниха с сыном и невесткой. Катерина воспринимает грозу как Божью кару, которая непременно на нее обрушится. Сумасшедшая барыня бродит с двумя лакеями и призывает не бояться наказания, а молиться. Катерине мерещится преисподняя. Она во всем признается мужу и свекрови.
Краткое содержание: Островский, «Гроза», 5-е действие
На скамейке перед Волгой сидит Кулигин. Тихон подходит к нему и сетует на измену жены, рассказывает, что слегка побил ее по приказу матери и о том жалеет. Кулигин говорит, что всех надо прощать, Катерину тоже. Дикой отправляет Бориса в Сибирь якобы по делам. Тихон рад этому. Варя сбежала с Кудряшом, не выдержав тирании Кабанихи. Прибегает Глаша и сообщает, что пропала Катерина. Все уходят. Затем Катерина появляется на сцене. Она хочет проститься с Борисом. Он приходит и сообщает о своем отъезде в Сибирь. Она просит взять ее с собой, но он уходит один. Катерина решает, что в могиле лучше, чем дома. Кабаниха настраивает сына против жены. В это время слышны крики о том, что кто-то кинулся в воду. Кулигин бросается на помощь. Тихона останавливает мать. Кулигин приносит мертвую Катерину и говорит, что здесь только ее тело, а душа уже предстала перед более милосердным Судьей. Тихон в самоубийстве жены обвиняет мать. Та грозится разобраться с ним дома. Тихон завидует Катерине и вопрошает, зачем он остался мучиться на этом свете.
События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове . Первое действие - в общественном саду на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми - Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого,и мещанином Шапкиным - о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Борис,племянник Дикого, который в ответ на расспросы Кулигина рассказывает, что родители жили в Москве, дали ему образование в Коммерческой академии и оба умерли во время эпидемии. Он же приехал к Дикому, оставив сестру у материнской родни, чтобы получить часть наследства бабушки,которое Дикой должен ему отдать согласно завещанию, если Борис будет к нему почтителен. Все его уверяют: на таких условиях Дикой никогда не отдаст ему денег. Борис жалуется Кулигину, что никак не может привыкнуть к жизни в доме Дикого, Кулигин рассказывает о Калинове и завершает свою речь словами: "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!".
Калиновцы расходятся. Вместе с другой женщиной появляется странница Феклуша, хвалящая город за "бла-а-лепие", а дом Кабановых за особую щедрость к странникам. "Кабановы?" - переспрашивает Борис: "Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем", - поясняет Кулигин. Выходит Кабанова в сопровождении дочери Варвары и сына Тихона с женой Катериной.Она ворчит на них, но наконец уходит, разрешив детям пройтись по бульвару. Варвара отпускает Тихона тайком от матери выпить в гостях и, оставшись вдвоем с Катериной, беседует с ней о домашних отношениях, о Тихоне. Катерина рассказывает о счастливом детстве в родительском доме, о своих горячих молитвах, о том, что она переживает в храме, воображая ангелов в солнечном луче, падающем из купола, мечтает раскинуть руки и полететь и, наконец, признается, что с ней происходит "неладное что-то". Варвара догадывается, что Катерина кого-то полюбила, и обещает по отъезде Тихона устроить свидание. Это предложение приводит Катерину в ужас. Появляется сумасшедшая барыня, грозящая тем, что "красота-то в самый омут ведет", и пророчит адские муки.Катерина страшно пугается, а тут ещё "гроза заходит", она торопит Варвару домой к образам молиться.
Второе действие, происходящее в доме Кабановых , начинается разговором Феклуши с горничной Глашей. Странница расспрашивает о домашних делах Кабановых и передает баснословные рассказы о дальних странах, где люди с песьими головами "за неверность" и т. п. Появившиеся Катерина и Варвара, собирающие Тихона в дорогу, продолжают разговор об увлечении Катерины, Варвара называет имя Бориса, передаёт от него поклон и уговаривает Катерину спать с ней в беседке в саду после отъезда Тихона. Выходят Кабаниха и Тихон, мать велит сыну строго наказывать жене, как жить без него, Катерину унижают эти формальные наказы. Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет его взять её в поездку, после его отказа пытается дать ему страшные клятвы в верности,но Тихон и слушать их не хочет: "Мало ли что придёт в голову..." Вернувшаяся Кабаниха приказывает Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон уезжает. Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и дает ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать,потом, поколебавшись, прячет в карман.
Следующее действие происходит на скамейке у ворот кабановского дома. Феклуша и Кабаниха беседуют о "последних временах", Феклуша говорит, что "за грехи наши" "время в умаление приходить стало", рассказывает о железной дороге ("змия огненного стали запрягать"), о суете московской жизни как дьявольском наваждении. Обе ждут ещё худших времён. Появляется Дикой с жалобами на свою семью, Кабаниха упрекает его за беспорядочное поведение, он пытается ей грубить, но она это быстро пресекает и уводит его в дом выпить и закусить. Пока Дикой угощается, приходит присланный семьёй Дикого Борис, чтобы узнать, где глава семейства. Выполнив поручение, с тоской восклицает о Катерине: "Хоть бы одним глазком взглянуть на нее!"Вернувшаяся Варвара велит ему ночью приходить к калитке в овраге за кабановским садом.
Вторая сцена представляет ночное гулянье молодёжи, на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису подождать - "дождешься чего-нибудь". Происходит свидание Катерины и Бориса.После колебаний, мыслей о грехе Катерина не в силах противиться проснувшейся любви. "Что меня жалеть - никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса). Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?".
Всё четвёртое действие, происходящее на улицах Калинова, - на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески, представляющей геенну огненную, и на бульваре, - идёт на фоне собирающейся и наконец разразившейся грозы. Начинается дождь, и на галерею входят Дикой и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого дать денег на установку солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит объявить разбойником. Стерпев брань,Кулигин начинает просить денег на громоотвод. Тут уж Дикой уверенно заявляет, что от посланной в наказание грозы "шестами да рожнами какими то, прости Господи, обороняться" грех. Сцена пустеет, затем на галерее встречаются Варвара и Борис. Она сообщает о возвращении Тихона, слезах Катерины, подозрениях Кабанихи и выражает опасение, что Катерина признается мужу в измене.Борис умоляет отговорить Катерину от признания и исчезает. Входят остальные Кабановы. Катерина с ужасом ждёт, что её, не покаявшуюся в грехе, убьет молнией, появляется сумасшедшая барыня, грозящая адским пламенем, Катерина не может более крепиться и прилюдно признается мужу и свекрови в том, что "гуляла" с Борисом. Кабаниха злорадно заявляет: "Что, сынок! Куда воля-товедет; [...] Вот и дождался!".
Последнее действие снова на высоком берегу Волги. Тихон жалуется Кулигину на свое семейное горе,на то, что мать говорит о Катерине: "Её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!" "А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть". Кулигин советует простить Катерину, но Тихон объясняет,что при Кабанихе это невозможно. Не без жалости говорит он и о Борисе, которого дядя посылает в Кяхту. Входит горничная Глаша и сообщает, что Катерина исчезла из дома. Тихон боится, как бы"она с тоски-то на себя руки не наложила!", и вместе с Глашей и Кулигиным уходит искать жену.
Появляется Катерина, она жалуется на свое отчаянное положение в доме, а главное - на страшную тоску по Борису. Её монолог заканчивается страстным заклинанием: "Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!" Входит Борис. Она просит его взять её с собой в Сибирь, но понимает,что отказ Бориса вызван действительно полной невозможностью уехать вместе с ней. Она благословляет его в путь, жалуется на гнетущую жизнь в доме, на отвращение к мужу. Навсегда простившись с Борисом, Катерина начинает в одиночестве мечтать о смерти, о могиле с цветочками и птицах, которые "прилетят на дерево, будут петь, детей заведут". "Опять жить?" - с ужасом восклицает она. Подойдя к обрыву, она прощается с уехавшим Борисом: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" и уходит.
Сцена заполняется встревоженным народом, в толпе и Тихон с матерью. За сценой слышен крик:"Женщина в воду бросилась!" Тихон порывается бежать к ней, но мать его не пускает со словами:"Прокляну, коли пойдешь!" Тихон падает на колени. Через некоторое время Кулигин вносит тело Катерины. "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!".
Бросаясь к Катерине, Тихон обвиняет мать: "Маменька, вы её погубили!" и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи, падает на труп жены. "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!" - этими словами Тихона завершается пьеса.
Островский «Гроза», действие 4, явление 1 – кратко
Кулигин и Борис уходят.
Островский «Гроза», действие 4, явление 5 – кратко
Народ глядит на большую тучу, которая заволокла всё небо. В толпе судачат, что гроза непременно убьёт кого-нибудь. Обессиленная душевной мукой Катерина вдруг говорит мужу: «Тиша, я знаю, кого убьет. Меня. Молитесь тогда за меня!».
Островский «Гроза», действие 4, явление 6 – кратко
Внезапно появляется сумасшедшая барыня с лакеями, уже известная зрителям по 1-му действию . «Что прячешься? – кричит она Катерине. – Такой красавице пожить подольше хочется? А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то, которая только людей в грех вводит! В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей! От бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете неугасимом!»
Барыня уходит, а Катерина в страшном потрясении вдруг опускается перед мужем и свекровью на колени: «Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Я клялась тебе, что ни на кого без тебя не гляну, а сама, беспутная, в первую же ночь из дома ушла!.. И все десять ночей гуляла!»
Тихон бросается успокаивать её, а Кабаниха сурово вопрошает: «С кем гуляла?» – «С Борисом Григорьичем», – кричит Катерина и падает без чувств.
Для перехода к краткому содержанию предыдущего / следующего действия «Грозы» пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.