Первый урок английского с чего начать учителю. Как сделать урок английского языка интересным и увлекательным. Что нельзя делать в начале урока
Вот несколько упражнений, которые помогут Вам сделать уроки интереснее, используя только материал учебника (из личного опыта). Данные упражнения способствуют развитию всех видов деятельности, а именно письменной и устной речи, аудирования и грамматических навыков, а также развивают самостоятельность в обучении. А самое главное, что ваши ученики придут к вам на помощь!
Работа над письменной речью: пунктуация
Упражнение 1. Знаки пунктуации
- Напечатайте его, убрав все запятые, точки и, соответственно, заглавные буквы.
- Дайте задание ученикам списать текст в тетрадь, проставив знаки пунктуации и заглавные буквы.
- Попросите их сравнить свой вариант с текстом в учебнике.
- Можно устроить соревнование двух команд, каждая из которых пишут текст на разных половинах доски.
Развитие языковой догадки
Упражнение 2. Разорванные предложения
- Возьмите небольшой текст из учебника.
- Напечатайте его, затем вырежьте полоску шириной с линейку и наклейте по центру текста.
- Ученики должны читать предложения, по ходу вставляя возможные слова в предложения.
Примечание. Как вариант парной работы, можно попросить учеников просто закрыть текст вертикальной полоской бумаги, и читать предложения по очереди.
Развитие навыков аудирования & активизация словарного запаса
Упражнение 3. Аудирование с целью активизации пройденной темы
(желательно задать на дом повторить слова по этой теме)
Вариант 1.
- Перед началом прослушивания ученики должны записать в тетради 5 слов, которые они могут услышать в тексте.
- Затем пусть они поменяются тетрадями.
- Во время прослушивания ученики вычеркивают слова, которые они услышали.
Вариант 2.
- Раздайте ученикам список из 15 слов по теме (10 из них они услышат в записи, а 5 нет).
- Попросите их выбрать 5 слов по теме.
- Во время прослушивания ученики вычеркивают из списка те слова, которые они услышали.
- Если кто-то угадал все слова, то он выиграл (придумайте поощрение).
Упражнение 4. Задействуйте лучших учеников
Тексты к аудиозаписям (приложение к любому учебнику) очень ценный материал. Используйте его обязательно!
- Разделите учеников на небольшие группы (3-4 человека).
- Вместо аудиозаписи попросите лучших учеников прочитать текст для остальных из группы, которые будут выполнять задание по аудированию.
- В процессе чтения разрешается попросить на английском языке повторить предложения (Can you repeat that, please? и.т.п.), но только 3 раза.
- Включите аудиозапись для проверки упражнения во время заключительного прослушивания.
Примечание. Это упражнение нужно практиковать циклами пока все из группы не выступят в роли диктора. Состав групп нужно менять: во второй раз, например, можно объединить сильных детей вместе.
Упражнение 5. Повторение пройденного
- В качестве повторения используйте тексты, которые уже слушали, но в ином виде.
- Напечатайте текст, но уберите из него 10 слов, оставив пропуски.
- Во время прослушивания ученики должны вписать слова в текст.
Грамматика
Упражнение 6. Работа в мини-группах с экспертами
После проведения проверочной работы, подобным образом можно организовать работу над ошибками.
Скажите ученикам, что на следующем уроке Вам потребуются помощники. Желающие быть экспертами будут помогать вам проводить повторение пройденных грамматических тем, на которые были допущены ошибки. Также попросите учеников, которые не очень хорошо разбираются в таких темах, поднять руки.
- На следующем уроке ученики-эксперты дают небольшое объяснение (презентацию данного раздела) в мини- группах.
- Затем слабые ученики задают им вопросы и исправляют ошибки.
- Вы наблюдаете за процессом, корректируя своих помощников по мере необходимости.
- В заключение можно предложить выполнить небольшой тест (5 мин) по данной теме.
Примечание. Для сильных классов можно попросить экспертов изучить какой-либо грамматический раздел, который дается в конце учебника обычно на английском языке или на русском языке (есть на нашем сайте). Затем они объясняют данную тему своим одноклассникам в мини-группах (около 10 минут).
Данная практика очень мотивирует и подтягивает детей, а также способствует развитию рефлексии у ребенка.
Развитие навыков письменной речи
Ох, как уж надоели мне эти шаблонные письма воображаемым друзьям! А попросите своих учеников написать письмо авторам учебника! Кстати, адрес есть на обложке. Пусть они напишут в письме, что думают об учебнике, какой самый интересный раздел, какой наименее интересный, какие темы они хотели бы увидеть в учебнике следующего издания. Кстати, можно задать несколько вопросов авторам учебника.
Используйте эти простые упражнения и ваши уроки английского языка станут намного интереснее . Удачи всем в нелегком учительском труде!
В зависимости от уровня учеников этот вопрос так или иначе встаёт перед каждым учителем английского языка и, несмотря на то, что необходимость минимизировать родной язык на уроке иностранного очевидна, решение этой задачи требует определенных усилий. Давайте попробуем разобраться, как на уроке английского максимально использовать именно английский и не переключаться на родной язык без необходимости.
Во-первых, учителю важно понимать, что каком бы этапе обучения ни находился школьник, проводить уроки на иностранном языке не просто возможно, но и необходимо : именно постоянное использование английского языка для решения учебных вопросов, обсуждений, выяснения целей, а также для игр, комментариев, вопросов и оценок является непременным условием развития языковых навыков у учеников. Если дети привыкнут к тому, что на уроке английского все разговоры, ответы, вопросы, а также пояснения и комментарии происходят по-английски, можно ожидать, что они постепенно включатся в этот процесс и даже на раннем этапе изучения языка будут стараться строить фразы на английском.
Важным понятием в разговоре об использовании английского языка на уроках является т. н. Teacher Talking Time (TTT) , то есть то время урока, когда разговаривает учитель. Разумеется, есть и Student Talking Time (STT) – время разговора ученика. Так как очевидно, что тренировка и развитие языковых навыков на уроке нужна именно ученику, его STT, «время разговора», должно быть максимальным за счет сокращения TTT, «времени разговора учителя». Таким образом, перед учителем стоит непростая задача: говорить поменьше и при этом на английском. И вот какими средствами можно воспользоваться для решения этой задачи.
Grade language – упрощайте язык и говорите чуть медленней
Во-первых, для того чтобы разговаривать по-английски на уроке с детьми, которые только что или недавно начали изучать язык, всё, что вы говорите, необходимо упрощать: используйте максимально ту лексику, которую дети уже знают, а также «интернациональные» слова – то, что по-английски звучит примерно так же, как и по-русски. Это отличная и невероятно полезная практика и для вас (впоследствии у вас получится переключаться на разные уровни автоматически), и для учеников: вы будете говорить с ними по-английски, задействуя уже известное им, а неизвестные слова дети привыкнут пропускать или угадывать (невероятно полезная стратегия для использования английского вне школы).
Например, вам нужно дать инструкции для выполнения задания в парах. Вероятно, обращаясь к англоязычному подростку, можно сказать: "Take your handouts and when you"ve read the task fill in the first column with information about your hobbies." Вряд ли, впрочем, такие инструкции поймет средний пятиклассник.
Упростить можно так:
Или, например, ученик спрашивает значение слова dangerous.
Вместо неадаптированного "it is something that can harm you or cause problems", можно сказать проще "it"s bad for you. Fire (рисуйте на доске огонь) is dangerous: ouch! (Можно показать, как вы отдергиваете руку). Angry dog (рисуйте на доске собачью морду с зубами побольше) is dangerous (показывайте на злую собаку и зубы). В какой-то момент ваших объяснений кто-то из группы точно догадается. Поощряйте идеи, которые будут выдвигать ученики, даже если они не совсем верны. Показывайте жестами, что ученик почти догадался и нужно постараться ещё немного. Хвалите всех участников процесса – не слишком, но обязательно покажите, что вы оценили их усилия.
Use gestures and pictures – используйте жесты и картинки
Как вы уже заметили из предыдущего совета и примеров к нему, жесты являются непременным атрибутом упрощения языка. И это абсолютно естественно, ведь в жизни мы часто используем жесты для усиления сказанного. Конечно, изобразить злую зубастую собаку под силу не каждому учителю английского, но большинство распространённых глаголов и предметов показать несложно. А то, что изобразить сложно, иногда легко зарисовать на доске: love выглядит как сердечко, angry – как смайлик со сдвинутыми бровями, а windy – как завитушки, в которых парят парочка листьев.
Некоторые жесты вы будете использовать довольно часто, и когда дети их запомнят, это станет очень удобным инструментом. Таким образом можно показывать время глагола: прошедшее – показываете большим пальцем за спину, настоящее Continuous – показывайте указательным пальцем перед собой.
Plan and break down what you are going to say - планируйте заранее то, что собираетесь говорить
Планируйте заранее то, что собираетесь говорить: самое главное, непременно планируйте инструкции к сложным или новым заданиям. Сначала сформулируйте то, что нужно объяснить. После разбейте на шаги и продумайте, в какой момент будете это озвучивать. После этого максимально упростите текст.
Например, вам нужно объяснить ученикам, как играть в игру типа Happy Families (это тип игр, где в наборе есть карточки по нескольким темам и каждый игрок, опеределив для себя тему, собирает её в течение игры, обмениваясь карточками с соседями). Если ориентироваться на стартовый уровень учеников, можно подготовить такое объяснение:
(Наверняка кто-то из детей уже понял, о какой игре вы рассказываете, и радостно дублирует вас по-русски: кивайте и показывайте, что догадка верна, но не разрешайте переводить обсуждение на русский).
2. Each student takes 5 cards (небыстро, говорите и показывайте 5 с помощью пальцев и изображайте, что вы берете карточки).
3. Hold your cards like this (поднимайте руку с карточками и показывайте, как держать).
4. Student number 1 takes one card from student number 2 (опять же не торопитесь и показывайте на конкретных детях, кто у кого достает карточки).
5. Now, student number 2 takes one card from student number 3... – и так далее. Следите за классом, разобрались ли дети в инструкциях или лучше повторить что-то еще раз.
6. If you have 4 cards from 1 topic (говорите медленно и показывая все числа на пальцах) – 4 birds or 4 animals – the game is finished, you are the champion!
Give examples and models – показывайте сами, как выполнять задания
Один из самых удобных способов избежать долгих и сложных объяснений, особенно когда речь идет об инструкции к заданию, – демонстрация его выполнения. Вы можете или сделать это самостоятельно, просто проделав первый пункт упражнения вслух, или попросить кого-то из уже догадавшихся. Например, если вы приступаете к разгадыванию кроссворда, можно сделать так:
1. Let"s look at the crossword (берите кроссворд и демонстративно его разглядывайте).
2. Read number 1 Across (развернув ваш листок или учебник к детям, показывайте пальцем, из какого раздела вы читаете) – "This is something you wear on your head" (читайте задание вслух).
4. Okay? Now you finish the rest. Уточните, что все поняли и давайте задание. Если один или двое не поняли, повторите им ещё раз, не отвлекая остальных.
Use and display classroom language – используйте «фразы для урока» и сделайте так, чтобы они всегда были на виду у детей
Classroom language, или «фразы для урока» – это наиболее частные фразы, которые вы и ученики произносите на уроке.
Обычно, список выглядит примерно так:
Sorry, I don"t understand.
I don"t remember.
What does ____ mean?
What"s ___ in English?
Can you say that again, please?
Can I have _____, please?
Help me, please!
Чтобы дети всегда использовали эти фразы, можно написать их и повесить на табличках возле доски, раздать на распечатках и попросить вклеить в тетрадки, или просто написать их на доске, разобрать и попросить детей переписать в тетрадки.
Help learners say what they want – помогайте ученикам сформулировать английские фразы
Это, вероятно, один самых несложных способов переключения класса на английский: когда ребёнок говорит что-то по-русски и не может сформулировать это по-английски, переводите и просите повторить. Это неплохая стратегия, потому что ученик получает хорошую модель и действительно произносит её сам. Так не стоит делать в случае каких-то длинных и не относящихся к ходу урока комментариев, но при необходимости стратегия абсолютно оправдывает себя.
В то же время приучайте школьников спрашивать конкретное слово, которое они не знают, и с ним формулировать фразу, ничего что это не всегда будет абсолютно правильно.
Урок английского, на котором родной язык используется минимально и только при необходимости, – не идеальная картина, а совместная работа учеников и учителя, без которой результаты в изучении иностранного языка невозможны. В то же время, пробуя различные техники и анализируя свои действия и реакцию учеников, можно установить эффективную рабочую атмосферу на уроках и создать англоязычную среду, в которой ученики постепенно развивают свои навыки.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чесменская средняя общеобразовательная школа
имени Гаврилова М.В.»
Составитель:
учитель английского языка
Печерица Наталья Николаевна
2016-2017 учебный год
«Моё оригинальное начало урока английского языка»
Данная тема семинара практически напрямую сочетается с моей темой самообразования:
«Речевая зарядка на уроке английского языка, как один из способов обучения спонтанной речи учащихся»
. Эту тему я выбрала в этом учебном году, так как считаю её актуальной и очень интересной для изучения и применения на практике.
В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысилось, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. В связи с этим перед учителем возникает задача сделать его более доступным и интересным для каждого ученика.
Психологи, педагоги и медики определяют иностранный язык как один из самых трудных предметов. По 11 бальной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов, т.е. он является вторым по трудности предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к снижению активного внимания, усилению психологической напряженности у учащихся.
Исходя из этого, проблема преодоления психологической напряженности учащихся на уроках английского языка и, естественно, снижения мотивации и интереса становится актуальной.Что же делать?
Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы энтузиазма и веры детей в свои силы, на мой взгляд, является первой ступенью к успеху в обучении английского языка.
В этом смысле немаловажное значение имеет необычное начало урока и является одним из его важнейших этапов, который длится не более 3-5 минут и во многом определяет успех всего урока. Как говорят англичане: «A good beginning makes a good ending». («Хорошее начало обеспечивает хороший конец».)
Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент речевой зарядкой. В начале урока обычно отмечается иноязычно-речевая скованность учащихся. А учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт c как можно большим числом учащихся, то есть осуществить речевую подготовку естественным путём. Такая речевая подготовка носит традиционное название «речевая зарядка» (warming-up activity).Этот этап включает два момента:
1. мотивирующее коммуникативное задание;
2. ознакомление учащихся с тематикой и задачами урока.
Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет:
- повторить и прочно усвоить лексику, связанную с календарем, школьной жизнью, погодой и т.д.
- закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры и речевые обороты, которые еще недостаточно прочно усвоены в процессе работы с учебником;
- лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.
Анализируя ответы учащихся на олимпиадах различного уровня, прихожу к выводу о том, что наши дети испытывают естественные трудности в устной речи, в спонтанной беседе друг с другом и в диалоге с учителем, словарный запас знаний не всегда могут применять на практике. Это естественно, ведь они находятся постоянно в русско-язычной среде, и вот тут большую помощь могут оказать как раз разнообразные виды речевой разминки. Нужно показывать учащимся, что язык – это не просто учебный предмет, а нечто живое, интересующее, зовущее узнать больше.
Как избежать шаблона в проведении речевой зарядки?
Конечно, изучение иностранного языка предполагает многократное повторение языкового материала. Однако, говоря о речевой зарядке, прихожу к выводу, что не следует повторять одно и то же на каждом уроке в течение всего учебного года.
Видя, что ученики твердо усвоили определенный круг вопросов и ответов, полезно, в зависимости от класса, уровня подготовки, обстановки и конкретной ситуации, подсказанной самой жизнью, внести что-то новое в диалог с учащимися на всех этапах обучения.
Приведу несколько примеров:
1. Скажем, изменилась погода. Задав традиционные вопросы, входящие в повседневный диалог, учитель может спросить:” Do you like the weather today? Why (not)?”, “What do you usually do in good (bad) weather?”
2. На первом уроке в начале месяца (времени года) можно немного поговорить и на эту тему. Возможные реплики и вопросы учителя: Spring has come to us at last. Do you like spring? Why? There are a lot of holidays in spring. Can you remember what they are?
3. На последнем уроке недели ученики с удовольствием говорят о предстоящем отдыхе. Возможные вопросы учителя: What are you going to do at the weekend? Will you stay at home or will you go to …? И т.д.
На первом уроке недели можно спросить ребят: “How did you spend last Sunday?”
В канун праздника или после него учитель организует беседу на уроке, задавая такие вопросы: Will you come to school tomorrow? Why won’t you to school? How will you spend your holiday? И т.д.
Учащиеся любят поговорить о спорте. После важного спортивного события беседу можно начать с таких вопросов: What sporting event took place yesterday (last week)? What teams competed in the game? Did your favourite athlete take part in the match? И т.д.
Время от времени речевой зарядкой может служить обсуждение различных сторон школьной жизни.
How many lessons do you have today? What lessons do you have besides English? Which lessons do you like best of all? Why? What lesson was the most difficult? Was the English homework difficult? Who couldn’t do all the exercise? Let’s check it. Who would like to begin?
4. На старшем этапе школьников интересуют события в нашей стране, новости культуры, важные международные события. Можно начать беседу с таких вопросов: What is the latest home news? What is the most important world news? (Беседа обычно происходит, если учащиеся смотрели программу «Новости» по телевизору).
5. Речевую зарядку можно начать с сообщения учителя о каком-либо событии его жизни или о какой-то проблемной ситуации. Например: I had a wonderful time on Sunday. And what about you?
Перед изучением нового параграфа или раздела активно использую в старших классах проблемные ситуации. Так, например, в 11 классе при введении темы «Город против деревни» урок начинаю с проблемы: «Вчера моя знакомая сообщила мне по телефону о том, что её дети предложили ей переехать жить в город. Всю свою сознательную жизнь она прожила в сельской местности. Она попросила у меня совет: как ей поступить. Что бы вы ей посоветовали в этой ситуации?»
Учащиеся дают советы, задают вопросы с целью получения большей информации.
Вот здесь, связав беседу, начатую в рамках речевой зарядки, с темой урока логически перехожу к теме урока и к его обучающему этапу. Это отвечает практической направленности данного этапа урока.
6. Good morning everybody! The memory of any person is unlimited. Do you know it? But we should train our brains. So, I suggest continuing statements of famous people. Condition: you don’t know these ones.
-“Success doesn’t come to you …you … … … (go to it). Marta Collins.
-“Those who cannot change their minds cannot … … (change anything) Bernard Show.
7. Now, let’s repeat what you know. I’ll begin different statements, or proverbs you should continue.
The more you know the larger the world is.
To every man there is a taste. («Каждому своё»)
Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise. («Кто рано ложится и рано встаёт, здоровье, богатство и ум наживёт»)
Good clothes open all doors. («По одежде встречают»)
Judge not of men and things at first sight.(«Не суди о людях и вещах с первого взгляда»)
An apple a day keeps the doctor away. («Кушай по яблоку в день и доктор не понадобится»)
Choose proverbs which are appropriate to the topic of our lesson.
8. Разнообразие английских фраз на любом этапе урока расширяет и закрепляет лексический запас ученика. Предлагаю фразы для учителя в начале урока английского языка:
1. Приветствие
Welcome, everybody!
Welcome to all of you.
I’d like to welcome you all to this course.
Good morning, everybody.
Good afternoon, everybody.
Hello, everyone!
Hello there, (Denis).
How are you getting on?
How are things with you, (Katya)?
Are you feeling better today, (Semyon)?
And what about you, Masha? How are you today?
Good morning, Andrey. How are you feeling today?
How are you getting on?
How are we all doing this morning?
How’s everyone feeling today?
How’s it going?
That’s nice to hear.
I’m glad/ pleased/ happy/ sorry to hear that.
I hope you all had a good/ enjoyable/ relaxing holiday/ break.
I hope you are all feeling well/ fit.
I hope you’ve had/ you’re having a nice/ good day so far.
2. Начало урока
Let’s begin our lesson now.
So we can begin today’s lesson.
Is everybody ready to start?
I hope you are all ready for your English lesson.
I think we can start our lesson.
А если ученик опоздал? Вся затея и линия организационного момента насмарку? В своей практике можно использовать элементы театрализации. Например, даже если опоздали сразу 3-4 человека. Главное, создать позитивный настрой. “Oh, it’s so kind of you to attend English lesson! Please…” Назначаю «штраф» - вспомнить и рассказать любую английскую пословицу, еще лучше пословицу по теме, продолжить фразу, либо сказать стандартные слова опоздавшего ученика. Главное, не то, что вы будете говорить, а как вы это сделаете и насколько быстро разрешите сложившуюся ситуацию. Обычно опаздывают не самые успешные ученики, и подобная «экзекуция» для них менее приятна, нежели стандартное негодование учителя. Ученик справляется сам или с помощью других учащихся и занимает свое рабочее место. Как результат – вы уже обратили внимание на не самого сильного ученика и поработали с ним, создали позитивный настрой на урок, и сами при этом остались спокойным и способным организовывать работу детей.
Какие ещё нетрадиционные виды речевой разминки можно использовать для развития мотивации детей в обучении английскому языку:
Сделать такое общение реальным помогают междометия:
Wow(класс), Oops(ой), Yuppie (ура), Yuk (фу), Ouch (ой, больно).
Использование цитат в начале урока, на мой взгляд, это ещё один из интересных приемов мотивации. Например, подбодрить детей и повысить их самооценку можно такой цитатой: «Один известный педагог Сьюзан Норман сказала: «Если вы когда-нибудь произнесете фразу «Я не говорю по-английски, обязательно добавьте «пока».
В старших классах это могут быть эпиграфы к уроку, высказывания выдающихся людей, относящиеся к теме урока и др.
В младших классах и с среднем звене это могут быть зарифмовки, пословицы и поговорки, а также вопросно-ответные беседы: да-нет, верно-неверно;
Вот несколько правил для определения содержания и выбора форм речевой зарядки.
Правило 1.
Разработать такое начало урока, которое вызывает у учащихся желание говорить по-английски.
Правило 2.
Связать речевую зарядку с задачами урока.
Правило 3.
Связать речевую зарядку со всеми другими этапами урока. Помнить, что речевая зарядка, не подкреплённая последующим ходом урока,
теряет смысл.
Необходимо сделать так, чтобы речевая зарядка не была «инородным телом», а стала введением в урок.
Правило 4.
Подготовить (желательно, но необязательно) несколько вариантов речевой зарядки. Выбрать нужный вариант в зависимости от конкретной ситуации, атмосферы, с которой вы столкнётесь, войдя в класс. Ученики могут быть усталыми, пассивными или, наоборот, излишне возбуждёнными.
Никакой учебник английского языка не может отражать актуальные события. Так что новости последних дней, местные и внутришкольные темы являются прекрасным материалом для речевой зарядки. Подобные темы мотивируют учеников к активной речевой деятельности, самостоятельным высказываниям, которые, в зависимости от этапа обучения, могут включать в себя не только мнения и суждения учащихся, но и отражать их нравственные ценностные ориентиры. Важно при этом помочь выстроить разговор с использованием уже изученных лексических единиц и грамматических структур.
Итак, чтобы урок был эффективным, важно правильно его начать. Сила мотивации или непроизвольного внимания бесценна. Именно она способствует усвоению материала урока и его активному использованию на следующих этапах изучения иностранного языка. Нужно учиться удивлять и заинтересовывать. Начало урока полезно подкреплять неожиданными или абсурдными предметами или действиями, фразами или заданиями. Пытаться раскрывать в детях новые стороны их личности, которые могут быть полезны как в работе учителя, так и для самого ребенка.
В заключении хочу добавить, что всё, о чем я рассказала – это лишь часть данной проблемы. Многое ещё необходимо изучать и применять на практике, но эта тема самообразования мне очень нравится, она позволяет мне самосовершенствоваться и помогать детям овладевать устной речью.
МБОУ Чесменская средняя общеобразовательная школа
имени М.В.Гаврилова
Методический семинар
«Моё оригинальное начало урока»
Учитель английского языка
МБОУ ЧСОШ №2
Печерица Наталья Николаевна
Работа преподавателя кажется незамысловатой и вполне очевидной — знаешь английский и рассказывай другим, как говорить, писать и т.д. Некоторые считают, что вообще делать практически ничего и не нужно — пришел, поговорил и ушел. Но мало кто, кроме нас, учителей, знает, что огромная часть этой работы остается за кулисами. Ведь каждый урок — это проработанный и тщательно подготовленный материал, адаптированный под конкретного студента, встроенный в структуру циклов уроков таким образом, чтобы не нарушать целостность всего учебного процесса.
Сколько тратить времени
В школах сегодня от учителей требуют тщательной подготовки с написанием письменных конспектов к каждому уроку. Это очень трудо- и времязатратно, особенно для молодых учителей, которые еще не набили руку в этом нелегком деле. В частных школах и курсах этого не требуют, но подготовку к урокам также никто не отменял. Некоторые преподаватели считают, что к каждому уроку следует готовиться около часа, чтобы найти подходящий материал, подготовить или адаптировать задания к уроку. Если у вас два урока в день, то это не страшно, если шесть — то готовьтесь провести остаток жизни за грудой книг или перед экраном монитора. Конечно, можно и нужно все максимально оптимизировать.
Делайте самое необходимое при подготовке к урокам, и тогда это будет занимать у вас в среднем пятнадцать или двадцать мнут. По большому счету, преподавателю приходится работать в основном с одними и теми же учебными материалами . Так, если учебник для вас новый, времени понадобится больше, чтобы тщательно ознакомиться с заданиями, прочитать тексты, прослушать аудио записи, ознакомиться с дополнительными заданиями, представленными в нем. Плюс, потратьте пять минут на продумывание творческих игровых заданий на уроке, и плюс пять минут на то, чтобы все красиво и разборчиво записать.
Первое впечатление
Особенно важна подготовка к первому занятию с новой группой и новым студентом. Первая встреча всегда очень важна, так как откладывает в подсознании у студента впечатление о преподавателе и об уроке с ним. На первом занятии можно заразить студентом огромным зарядом мотивации или отбить желание учиться вообще. Именно поэтому к первому уроку стоит готовиться особенно тщательно. Некоторые современные методисты утверждают, что в норме преподаватель должен потратить весь день на приготовление к уроку с новой группой студентов. Но, к сожалению, не каждый располагает такой роскошью и может позволить себе потратить столько времени, даже при всем желании. Здесь важно учитывать некоторые факторы.
- Во-первых, это ваш опыт. Если вы только начинаете работать, и у вас еще нет своих наработок, вы не знаете, чего ожидать от первого занятия, как правильно разработать его структуру, то в таком случае вам понадобится значительно больше времени, возможно, пару часов. Если вы — опытный преподаватель, расслабляться не стоит, так как каждый новый студент — это новый «challenge».
- Во-вторых, важно быть готовым к тому, что у разных людей разный темп . То количество заданий, которое один студент будет выполнять целый урок, другой может выполнить за десять минут. Позаботьтесь о том, чтобы вам не пришлось по ходу урока придумывать, чем же занять своих более активных студентов.
- В-третьих, помните, что заявленный уровень студента далеко не всегда соответствует фактическому. Часто люди или недооценивают или переоценивают свои знания. Поэтому если задания будут слишком легкие или слишком сложные, толку не будет. Подготовьте как минимум два варианта заданий посложнее и полегче, во время урока уже определитесь, что лучше применить.
- В-четвертых, позаботьтесь о том, чтобы на уроке не было скучно. Все любят положительные эмоции. Включите в задания игровой момент, возьмите интересные темы для дискуссии или небольшие юмористические статьи. Обязательно похвалите студента.
Материалы
На счет того, какие материалы использовать при подготовке к урокам, нет однозначного мнения. Некоторые методисты поощряют развитие креативных способностей учителей и всячески поощряют применять их в жизни. Некоторые учителя-энтузиасты рисуют картины, придумывают кроссворды, чуть ли не сами пишут книги. Но есть и противоположное мнение — зачем придумывать велосипед? Есть масса великолепных учебников, которые находятся в свободном доступе в различных ресурсах. В них уже предложена масса интересных и крайне полезных заданий. Они хорошо структурированы, разработаны талантливыми и опытными методистами и педагогами. Просто бери и последовательно выполняй все упражнения по порядку.
Как всегда, правда, наверное, находится где-то посредине. Самым лучшим способом будет использовать несколько учебников при подготовке к уроку и личные наработки, которые, по вашему опыту, находят отклик у студентов. Крайне эффективно объединять несколько учебников по сходной теме. Например, вы работаете по учебнику Cutting Edge Pre-Intermediate и проходите в нем первый модуль, где затрагивается время Present Simple. В дополнение можно взять книгу по грамматике — R. Murphy для взрослых или Round-Up для детей, чтобы дополнительно проработать грамматику. Также можете предложить какую-нибудь грамматическую игру или собственные разработки. Таким образом урок будет насыщенным, затронет все аспекты, и вы сможете максимально качественно проработать данную тему.
Помните, что время, потраченное на подготовку к занятиям, окупится сторицей. Вы всегда будете чувствовать себя уверенно в любой ситуации на уроке, и вас не застанут врасплох. Всегда принимайте во внимание потребности и пожелания ваших студентов, учитывайте их индивидуальные особенности и уровень способностей. Тогда ваши уроки всегда будут интересные, а ваши студенты мотивированны.
Большая и дружная семья EnglishDom
Губанова Алла Сергеевна
МКОУ «Никольская СОШ»
Аннинский район,
Воронежская область
учитель английского языка
Меняется время, меняемся мы. От традиционных форм и методов в педагогике мы переходим к инновационным. Одна из пословиц гласит: «Правильное начало – половина дела». Действительно, начало урока – ключ к успешному проведению урока. Как правильно начать урок английского языка, чтобы заинтересовать детей?
Классическое начало урока - диалог с учителем.
Это знакомые нам еще с нашего детства вопросы:
How are you?
What day is it today?
What’s the weather like today?
What is your homework?
Ученики довольно быстро запоминают ответы. Следующий этап – умение спрашивать других ребят. Ролевая игра «Я - учитель» особенно нравится моим ученикам. Также можно предложить дежурным заранее написать вопросы с пропущенными словами, например:
How_____ you?
What is ___weather____ today?
Учащийся восстанавливает вопрос, а затем отвечает на него. В дальнейшем постепенно можно добавлять новую лексическую единицу. Например, можно научиться использовать не только «like», но и такие глаголы, как «to be fond of, enjoy, …»
Реализуя ФГОС, считаю уместным конструктивный диалог, чтобы ученики и слушатели превратились в непосредственных участников происходящего. Начать урок можно с дружеской ноты, поинтересовавшись, как обучающиеся себя чувствуют, как провели выходные или какие у них планы на завтра, что они собираются после школы. Это позволяет раскрыться ребятам с другой стороны, узнать об их хобби и увлечениях.
А как разнообразить такие обязательные части урока как проверка домашнего задания и закрепление пройденного материала? Во многом это зависит от темы. Если тема «Погода», можно поиграть в метеорологов, если темы «Дом», «Семья», «Внешность», можно подключить воображение и попросить рассказать о своем видении будущего кого-то из ребят. Все советы и рекомендации должны даваться на английском языке. Любимыми формами повторения лексики являются кроссворды, игра в лото, перевертыши.
Речевая разминка. Она призвана для создания особой иноязычной атмосферы на уроке, для так называемого «вхождения в урок». Для учителя речевая разминка – это, во-первых, способ помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок английского языка после изучения других школьных предметов; во-вторых, настроиться на общение на английском языке; в-третьих, позитивный настрой на весь дальнейший урок. Все это одновременно и всего за 1-2 минуты.
Персонализация - главный принцип обучения английскому языку, который заключается в том, что хорошо усваивается и запоминается только то, что имеет непосредственное отношение к человеку.
Вот некоторые примеры речевой разминки:
1. Цифровой разговор
Учащимся на обсуждение дается любая тема, но при обсуждении этой темы надо сказать пять разных цифр: дату, цену, телефоны, время, размеры и т. д.
2. Новости. Обзор новостей учащимся было получено сделать на предыдущем уроке. Звучат новости различного плана: политические, криминальные, музыкальные, спортивные и др. Кто-то из ребят поленился и домашнее задание не выполнил и потому на ходу берут новости из мобильного телефона. Ничего страшного, пусть потренируются в переводе.
3. Следи за ответом
Цель этой разминки - научиться правильно задавать и отвечать на вопросы. Эта разминка подходит для закрепления любых грамматических структур. Вопросы можно подготовить для учащихся заранее, либо предложить им самим составить вопросы. Участники встают в круг, но вопросы задаются не соседу, а тому, кто стоит за ним. Тот, кто запутывается или отвечает не на свой вопрос, выбывает из игры.
4. Скороговорки можно использовать в этих целях.
Pansies purple, poppies red,
Primrose pale with golden head. (p)
Lovely colours gleaming brightly,
Laughing water lapping lightly. (l)
William Winter and Walter Wilkins always wash the walls between the windows white with water. (w)
5. Чанты, песни
Чанты хороши тем, что они легко запоминаются, а значит запоминается лексика и грамматические правила.
Работа с чантом: один ученик читает левую сторону, остальные отвечают хором (правая сторона).
Пример :
Banker’s Wife Blues
Where does John live?
He lives near the bank.
When does he work?
He works all day and he works all night
At the bank, at the bank, at the big, grate bank.
Where does he study?
He studies at the bank.
Where does he sleep?
He sleeps at the bank.
Why does he spend all day, all night, day, all night
At the bank, at the bank, at the big, grate bank?
Because he loves his bank more than his wife
And he loves his money more than his life.
Тренируются вопросы и ответы в простом настоящем времени.
Опытный учитель может придумать свой чант с текущей лексикой.
Песни - источник новой лексики, но что еще более важно – они помогают учащимся расслабиться, научиться правильному произношению и почувствовать себя способным к изучению английского языка.
Песни надо почаще менять, но иногда возвращаться к изученным. Слова песни можно изменить.
Если есть картинки, связанные с песней, то можно прервать пение и 2-3 минуты посвятить описанию картинок.
6. Идиомы, пословицы
Один раз в неделю меняется идиома или пословица, о которой рассуждают учащиеся - объясняют значение, используют в короткой истории, диалоге, рассказывают о происхождении, описывают забавную картинку, подбирают русский эквивалент. К концу недели идиома становится «родной» и активно усваивается.
Учеников можно попросить нарисовать картинку, объясняющую идиому. Рисунки бывают очень удачные и используются не один год.
Пословицы можно изучать очень интенсивно – одну за два урока, можно придумывать истории, которые заканчиваются какой-либо пословицей.
7. Стихи
Для младших школьников – это простые стихи, которые в игровой форме легко заучивают практически все. Желательно связать стихотворение с изучаемой темой. Можно декламировать хором, по строчке, даже читать, но текст должен быть с пропущенными словами.
К стихотворению можно подобрать идиому или пословицу, которую объясняем, когда все (или почти все) выучили стихотворение. Можно изменять стихотворение, причем, с активным участием детей. Например, изучали стихотворение:
Fly, little bird, fly!
Fly into the sky!
1, 2, 3, you are free!
Ученики смогли творчески переработать стихотворение:
Run, little rabbit, run!
In the forest have fun!
One, two, three, four,
Do you want to run more?
Некоторые стихи можно прочитать очень быстро и они превращаются в скороговорки. Например :
Cats
By E. Farjeon.
Cats sleep anywhere,
Any table, any chair,
Top of piano, window-ledge,
In the middle, on the edge,
Open drawer, empty shoe,
Anybody’s lap will do,
Fitted in a cupboard box,
In the cupboard with your frocks –
Anywhere! They don’t care!
Cats sleep anywhere.
Желательно подобрать к стихотворению картинку для описания. Но это уже следующий прием.
8. Картинки
Лучше использовать рисунки учеников и реальные фотографии.
Хорошо, когда в учебнике есть хорошая картинка по текущей теме.
Тогда можно дать домашнее задание – описать ее, но в классе обязательно нужно добавить свой вопрос, новое слово, выражение, которые обязательно нужно вспомнить на следующем уроке.
Если собран большой запас картинок, то проблем с фразами:
He is reading.
She is eating.
не будет. Но картинок может быть очень много и тренироваться нужно часто. Современные учебники для начальной школы хороши, а для более взрослых учеников (особенно отстающих) нужно использовать дополнительные картинки.
Изучение новой лексики может превратиться в увлекательную игру для малышей
Младшие школьники очень любят другую игру «Hidden pictures», с помощью которой, тоже тренируются новые слова, а также новые фразы. Например :
I have got a pie. My pie is red.
Если на картинке спрятано 10 слов, то можно дать 3-4 слова и собрать картинки, которые не подписывают, поэтому на следующий раз пирог может достаться зеленый.
Начало урока занимает важное место для создания иноязычной атмосферы на уроке и так называемого «вхождения в урок», это способ заинтересовать учащихся и привлечь их внимание. Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно – не применять их часто в одном и том же классе, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности.